В. В. ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ
[ИЗ ДНЕВНИКА]
2 января [1887]
У Левитана в теперешних, да и в прежних работах есть один недостаток: они написаны хорошо, тон и отношения верны; у них можно поучиться в этом отношении, но они как-то скучны по сюжету, холодны. При подобной простоте сюжета техника должна быть доведена до высокой степени совершенства, а иначе они будут неудовлетворительны.
9 января [1887]
Вчера был Левитан; толковали с ним много о том, о сем. Между прочим, о реализме и романтизме. Я лично не симпатизирую романтизму; мне кажется, что не .особенно он правдив даже и в главных талантливых представителях. Положим, что и реалисты тоже не могут похвалиться, что правда у них, но все-таки на их стороне больше истины, чем на стороне первых. Говорили об образовании художника.
5 февраля [1887]
Вчера был у Левитана, долго толковали, и я вижу, что в искусстве я ушел недалеко, не так далеко, как этого хотело бы мое самолюбие...
16 февраля [1887]
Сегодня после трех часов пошел к Мо заказать подрамок и встретился там с Левитаном, зашли, купили драму Толстого-, и мы прошлись с ним. Много толковали о необходимости работать много. Он в тяжелом состоянии духа. Да и в самом деле — живет картинами, а они не особенно продаются. Толковали много о необходимости образования, о живописи.
Между прочим, говорилось о том, что мы, молодые художники, много хотим, хотим быть сразу заметными и относимся довольно легкомысленно к картинам, мало над ними думаем и работаем.
21 декабря [1892]
Десятки тружеников с громадною любовью к своему делу живут, но не дай бог кому-либо так жить, жизнь серая, унылая— осенняя погода, серая, невзрачная...
Левитан — это человек, много уже пострадавший от борьбы за существование, не глупый, но скептик-индивидуалист, судящий людей зачастую лишь по себе: человек минуты, человек впечатления, нерва, сенсуалист; порой в нем пробуждаются лучшие черты его натуры, тогда он производит хорошее впечатление.
29декабря[1892]
Вчера был у Светославского, все художники и художники: Маковский, Савицкий, Левитан, Степанов, Серов, Архипов и т. д. и т. д.
Толковал Маковский об Общ[естве] люб[ителей] худо-ж[еств], и со многим, о чем он толковал, нельзя не согласиться.
7 февраля [1892]
Где теперь эти чудные костюмы и декорации, писанные Левитаном по рис[ункам] В. Васнецова, или чудесные декорации К. Коровина?
Я люблю иногда зайти к К. Коровину, посидеть у него в мастерской и поговорить. Очень талантливый, многообещающий человек — он идет впереди многих, но картины его при несомненном колорите плохо нарисованы. Он чудесно начинал; пейзажи его, которые он выставлял на ученических выставках, были удивительны по чувству и простоте.
И. И. Левитан, надо ему отдать справедливость, вначале порядочно-таки у него заимствовал. Теперь он более самостоятелен...
Я жил тогда с Левитаном у О. Г. Горбачевой; у нее жили почти все московские пейзажисты: жил Эллерт, Аладжанов,С.Коровин, Сильверсван...
Зашел раз как-то к нам Каменев, посмотрел левитановские этюды, мои, посмотрел, да и говорит: "Пора умирать нам с Саврасовым".
16 февраля [1894]
Вчера после общего собрания зашли с И. И. Левитаном в Татарский ресторан поужинать; толковали о новой картине Сурикова «Ермак»; она еще не кончена, особенно в красках, и колорит ее носит характер сепии; это, говорят, всегда так у него, но затем уже он приведет ее к более колоритному исполнению. Так, говорят, было и с «Боярыней Морозовой». И. И. Левитан в восторге от типов, экспрессии и жизненности.
И. И. Левитан рассказывал мне свою встречу с И. К. Айвазовским, виделся с ним в Третьяковской галлерее; тот совсем не понимает живописи В. Васнецова. П. М. Третьяков возразил на это, что он Васнецова считает теперь самым сильным русским художником.
9 июля [1894] [Шашково, Ярославской губ.]
Приезжал Левитан. Он только что вернулся из-за границы; в восторге от картин Тиссо. Прочая живопись не особенно удивила его
1 февраля [1895]
Сегодня был у художника пейзажиста В. И. Соколова. Он живет у Сергея Тимофеевича Морозова - у того самого, который помогал Левитану и помогает ему и по сие время, сдает ему мастерскую на весьма льготных условиях.
19 марта [1895]
Принимаю участие в благотворительном базаре, устроенном в Благородном собрании великой княгиней. Базар устроен довольно художественно. Самый лучший павильон—это наш — княгини Голицыной. [1
нрзб.} убран коврами, декорация в глубине павильона, изображающая восточный город с водой, писанная Левитаном, очень хороша [...]